Меню сайта

  • Наш опрос
    Сез кайда яшисез
    Всего ответов: 570

    Главная » 2011 » Апрель » 15 » Джаннат Сергей Маркус: «Доживёт ли язык Тукая до конца 21 века?»
    Джаннат Сергей Маркус: «Доживёт ли язык Тукая до конца 21 века?»
    12:02
    Сразу несколько авторитетных, как государственных, так и международных, организаций объявили 2011 год – Годом Габдуллы Тукая. Проводить юбилейные мероприятия решили не только культурная общественность и власти Татарстане, на родине великого татарского поэта, но и Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО и Международная организация ТЮРКСОЙ. К 125-летию Тукая московский исламский культуролог и поэт Джаннат Сергей Маркус приурочил цикл стихотворений. А накануне он выступил с призывом «Пора вернуть господдержку преподаванию татарского языка в Татарстане!». 

    Об этом – наш разговор, предваряющий стихи.

    – Джаннат-хаджи, Вы выступили в татарской и русской прессе в ответ на «Письмо 600» казанских родителей, в первую очередь татар по национальности, направивших российскому министру образования и науки требование уменьшить число уроков татарского языка в школах Татарстана. И даже завершили публицистическое заявление стихами, резко озаглавленными «Предателям родного языка». Но разве это проблемы – только татарского языка?

    – Спасибо за такую постановку вопроса. Конечно, проблема здесь в целом – о сохранении языков народов России. Народный писатель Татарстана, депутат Государственного Совета РТ Туфан Миннуллин недаром так обозначил суть Федерального закона 309 – «это варварский закон, принятый против всех народов, проживающих в Российской Федерации». Самое потрясающее в «Письме 600» – это даже не оно само по себе, а синхронность его появления с юбилеем великого поэта Габдуллы Тукая. С одной стороны, посмотрите: какие силы тратятся на проведение мероприятий от Москвы и Казани до Анкары, а как на деле… подрублена основа поддержания и воспроизводства этого языка!

    Письмо потомков, отказывающихся от языка своих предков – аморально, это личное решение. Но, боюсь, оно проявляет общую тенденцию уничтожения разных нерусских языков народов Российской Федерации. Ключ в том, что государство отказалось финансировать из центрального бюджета преподавание языков в средних школах, переложив эту заботу на местные бюджеты. Всякий, кто знаком с экономикой нашей страны, понимает, что речь идёт… о невыполнимом задании. Местные власти, даже при добром желании, почти ни в одном из субъектов РФ справиться с этой задачей не смогут. Увы.

    Потому всем, кто ценит связь со своими предками, эту больную тему не следует оставлять. И если второму по численности этносу России – татарам – не под силу в одиночку решить её, то что говорить о народах, численность которых меньше? Итак, говорим в Год Тукая о татарском, но держим в сердце заботу и об чувашском, аварском, лезгинском, украинском, тувинском… Какие же языковые богатства у нас! И как скоро, под натиском бескультурья и глобализации мы можем их растерять!

    – Что же побудило Вас писать сейчас стихи о Тукае?

    – Я вовсе не собирался писать о нём. Хотя, конечно, понимал значение его слова для татар, а бывая в Казани, сам жил в доме, у которого стоит памятник поэту, бывал на его могиле на Татарском кладбище Ново-татарской слободы… Но не смог удержаться, узнав про «Письмо 600» – оно, как «доказательство от противного», вызвало не только гнев и мысли о судьбах языка, но и заставило пристальнее вглядеться, вдуматься, даже влюбиться в этого поэта. Естественно, думая о Тукае, я не мог не размышлять о судьбах русско-татарского многовекового соперничества, войн, борьбы и дружбы… не мог не вспомнить об Иване Грозном.

    – «Туган тел» – «Родной язык», пожалуй, самое известное стихотворение Тукая. Вы вступаете с ним в диалог и даже берёте цитаты в свой текст, вводите татарские фразы?

    – Да, а как же иначе? Всматриваясь в образ Тукая, я увлекаюсь его пониманием сути Родной речи, связи её с предками, с природой, с их слиянностью… Есть вечные ориентиры, которые прописаны Тукаем – и для нас они теперь как камертон, по которому можно сверять чистоту своих собственных слов.

    Но есть и публицистика, которая актуальна поныне. Помните, как Тукай ответил тем псевдо-патриотам России, которые кричали татарам: а уезжайте вы в свою Турцию! Но они не понимали, что под ногами у татар – земля неимпортная, земля, где, как и у русских, лежат кости их предков. К сожалению, подобные призывы к мусульманам вообще, к татарам в частности, звучат и в наши дни. Какое невежество! Это невежество по отношению к памяти всей нашей земли, предков всех наших народов.

    – Тукай был «культовой идеологической фигурой» в советское время. И тогда же сложился способ его поминания. Что-то изменилось с тех пор?

    – Да, многое меняется на наших глазах к лучшему. Порадовало, к примеру, что теперь можно прочитать такое: «Габдулла Тукай был в целом набожным мусульманином, хотя в советское время некоторые «исследователи» и пытались (безуспешно!) изыскать в его творчестве следы атеизма. Всем татарам известны стихотворные слова Тукая – «Таян Аллага!» – «полагайся на Всевышнего!», которые и олицетворяют всё его творчество. В эти ушедшие советские годы выработалась определённая стилистика проведения тукаевских дат – в день его рождения положено проводить митинг, а в день смерти – возлагать цветы на могилу. Однако, у татар поминовение традиционно проводится в форме коранических меджлисов. Исходя из этого, Центр Исламской культуры «Иман» в Казани по предложению своего научно-экспертного совета (председатель Наиль Гарипов) решил провести 15 апреля в день смерти поэта коранический меджлис, на котором можно будет порадовать бессмертную душу великого сына татарского народа чтением сур из Корана, вознесением молитв для радования его души».

    Так что, давайте в Год Тукая, в дни его памяти в апреле поминать его в наших личных дуа, а также на коллективных меджлисах, вначале с чтением Корана и молитвой, и только потом – с исполнением его стихов. Пора восстановить мусульманскую культуру сохранения памяти о великом национальном поэте. И как важно, чтобы в этом принимали участие не только татары – Тукай зовёт к общению всех нас.

    Беседу провёл Даниил Хасанов

    Предателям родного языка
    «Язык – дом бытия»
    Мартин Хайдеггер
    Тропою слов ведёт нас всех язык
    В мир будущий сквозь опыт поколений.
    Его нельзя забыть, предать, продать -
    Иначе это будет преступленьем

    Пред миллионом наших праотцов,
    Которые по звукам собирали
    В картину мира россыпи из слов –
    И тайну эту внукам передали.

    Любой язык бесценен и красив,
    В нём новое природы отраженье.
    Владеющий умело им – счастлив:
    Дом бытия распахнут в удивленьи

    Тому, кто с материнским молоком
    Впитал всю мудрость, музыку народа.
    Ему открыто Небо, как букварь.
    Как сына, его примет Мать-природа.

    Татарский, русский – словно у клинка
    Две грани – для познанья отточите,
    Мир одномерным не был никогда,
    Всю полноту его, все языки – любите!

    Туган тел

    Родной язык, с тобой вдвоём я в первый раз молил Творца:
    – О Боже, мать прости, прости меня, прости отца!
    Габдулла Тукай

    1.
    Габдулла, ты был совсем мальчишка,
    Как родителей забрал Всевышний.
    Сироту не бросили – нашли
    Небо и Земля. В друзья пришли.
    И сказали: «Мир – огромный дом,
    Мы тебе его язык даём.
    Но учись сам пенью у воды,
    Разум мысли – у ночной звезды
    Забери на память и слагай
    Песни, чтобы слышал отчий край
    Звонкие глаголы птиц своих,
    Чтоб себя узнал, чтоб каждый стих
    Был не слепком, буквами храним –
    Но дыханьем предков и земли.
    2.
    Помни домик, где раскрыл глаза,
    Где катилась мамина слеза,
    Где отец успел наречь тебя
    Именем просторным Габдулла.
    Тут лежал ты в маминых руках,
    Тут призванье дал тебе Аллах –
    Слово дальних предков обновить,
    Речь татар в молитву превратить.
    Ты завет исполнил до конца,
    Языком родным воспел Творца,
    Вместе с Небом и Землёй прожил,
    Бог отца и мать твоих простил.
    Видишь сам, поэзии слова –
    Не пустые звуки, а дела!
    Слово может горечью убить,
    Грех народа Богу отмолить.

    Не нужен нам берег турецкий…

    Иң бөек максат безем: хөр мәмләкәт — хөр Русия!
    Тиз генә кузгалмыйбыз без, и гөруһе ру сияһ!
    Ап-ачык бу бер җаваптыр, сүздә түгел, басмада:
    — Если лучше вам, туда сами пожалте, господа!

    Друг в друга нас история вживила,
    Смешался прах отцов в сырой земле.
    Итиль иль Волга – очищенья сила –
    Плывём под парусом, единые в судьбе.
    Меж нами был огонь, и ненависть, и ужас,
    Столетья Грозный демон нас травил.
    Но волжская вода яд злости растворила –
    Недаром этим демонам Тукай так говорил:

    «От рожденья до кончины за родной живя чертой,
    Мы срослись навеки плотью с почвой Родины святой!
    Вольная страна Россия — наша цель, и до конца
    Не уйдём, и не зовите, криводушные сердца!»

    Апрель – месяц Тукая
    В апреле тонкий пар восходит от земли,
    Как будто чай с пиалы испаряя.
    В апреле в мир тебя призвал Аллах,
    В апреле и забрал, стихи нам оставляя.

    Как в этот месяц нежится земля!
    От солнца снег становится прозрачен,
    Рожденье, смерть поэта в эти дни –
    Природы ритм, он счастьем обозначен.

    В апреле тонкий пар восходит от земли,
    Как будто чай с пиалы испаряя.
    Всем духам, скованным на зиму до весны,
    Дана свобода без конца и края.

    Подмосковное Сабурово, апрель 2011 года

    Просмотров: 435 | Добавил: tukay | Рейтинг: 5.0/1 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Форма входа

    Календарь новостей
    «  Апрель 2011  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    252627282930

    Поиск

    Друзья сайта

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2017
    Конструктор сайтов - uCoz